Проверка контрагента

При заключении сделок, особенно крупных, мы рекомендуем осуществлять проверку вашего контрагента на благонадежность, чтобы в дальнейшем исключить претензии налоговых органов.

Иногда аналогичным образом имеет смысл проверить конкурентов, честно ли они ведут бизнес или используют фирмы однодневки, дающие им незаконные конкурентные преимущества по части налогов. А бывает, что и свой ИНН не помешает прогнать по базе – порой можно обнаружить там неожиданные сведения, не лучшим образом влияющие на имидж компании или индивидуального предпринимателя.

Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@) проявление должной осмотрительности важно, и не столько для того, чтобы доказать сам факт проверки контрагента.

Цель проверки – убедиться, что контрагент является добросовестной организацией, которая ведет реальную деятельность, и с ним можно заключить договор без рисков негативных налоговых последствий.

Как свидетельствует многочисленная судебная практика, суды при рассмотрении споров по-разному оценивают меры, принимаемые налогоплательщиком при проверке контрагента на стадии его выбора.

Сотрудничество с сомнительным контрагентом может обернуться проблемами с налоговыми органами. Поэтому важно проверить будущего партнера, даже если, на первый взгляд, он не похож на фирму-однодневку.

Если вы не проведете такую проверку, то есть риск, что по итогам проверки могут выясниться факты, которые повлекут отказ в вычетах по НДС, расходах, зачету или возврату налога, к примеру, из-за того, что контрагент является фирмой-“однодневкой” и обязательства по договору выполнены не тем лицом, которое указано в документах.

Чтобы проверить контрагента, вы можете воспользоваться указанными ниже бесплатными официальными источниками информации.

Основная проверка контрагента

  1. Первым делом нужно узнать, что контрагент зарегистрирован и, на данный момент, не снят с учета, а также проверить реквизиты, указанные контрагентом в документах. Эту информацию можно получить запросив в налоговой выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Выписку можно получить через интернет на сайте ФНС РФ:

– Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.

  1. Проведите финансовый тест контрагента путем сравнения с отраслевыми показателями (достаточно ввести ИНН) – https://www.testfirm.ru
  2. Проверьте контрагента в реестре дисквалифицированных лиц – так называемом “черном списке” ФНС РФ:

– Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Наличие компании в данном реестре, означает, что её руководитель был дисквалифицирован, т.е. ему запрещено занимать руководящие должности за одно из следующих нарушений: преднамеренное или фиктивное банкротство, сокрытие имущества или имущественных обязательств, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов и пр.

  1. Узнайте, не находится ли юридическое лицов стадии ликвидации, реорганизации:

– Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юр.лиц из ЕГРЮЛ.

  1. Проверьте отсутствие контрагента в списках банкротства: http://www.kommersant.ru/bankruptcy/или https://www.kartoteka.ru/poisk_soobshcheniya_o_bankrotstve/
  2. Далее необходимо проверить адрес регистрации контрагента на “массовость”, т.к. это один из признаков “фирм-однодневок”:

– Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами.

  1. Дополнительно проверяем адрес местонахождения:

– Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует.

  1. Уточните, отсутствие задолженности по налогам, и сдает ли отчетность контрагент:

– Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года.

Дополнительная проверка

  1. Проверьте есть ли решенияналоговой о приостановлении по счетам налогоплательщика.
  2. Узнайте, нет ли исполнительных производств в отношении контрагента и(или) руководителя на официальном сайте федеральной службы судебных приставов:

– Проверка наличия данных о контрагенте в Банке данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов.

  1. Проверьте, не вносит ли контрагент изменения в сведения об организации, учредительные документы:

– Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

  1. Проверить, судится ли ваш контрагент по поводу или без повода, можно в Картотекеарбитражных дел (kad.arbitr.ru).
  2. Узнайте, есть ли данный контрагент в реестре недобросовестных поставщиков ФАС РФи Единой информационной системы в сфере закупок.
  3. Проверьте наличие сведений в Едином реестреплановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Генпрокуратуры РФ.
  4. Дополнительно можно посмотреть сведения о контрагенте в Едином реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, который содержит данные об уставном капитале, активах и наличии лицензий у организации.
  5. Юридические лица, созданные по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ.

Проверка руководителя

  1. Проверяем руководителя контрагента в реестре дисквалифицированных лиц:

– Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц.

  1. Проверяем наличие факта невозможности осуществления руководства, установленного судом:

– Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке.

  1. Смотрим сведения об участии руководителя, учредителя(-ей) контрагента в нескольких юридических лицах:

– Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц.

Если руководитель участвует во многих организациях и часть из них прекратила свою деятельность – это может свидетельствовать о том, что контрагент является однодневкой.

  1. Проверка по списку недействительных российских паспортов.

 

Также стоит запросить у контрагентов заверенные копии следующих документов:

устав организации;

-свидетельства о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет;

-решение об избрании (назначении) руководителя организации;

-приказ о назначении на должность руководителя организации

-паспорт руководителя потенциального контрагента;

-выписку из ЕГРЮЛ;

Копию паспорта желательно сличить с оригиналом или проверить подлинность на сайте ФМС РФ.

бухгалтерскую и налоговую отчетность за год, предшествующий году заключения сделки (данная информация публикуется на сайте ФНС РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Например, в ряде случае необходимо запросить лицензию на осуществление контрагентом лицензируемого вида деятельности.

 

Перечень действий, которые могут подтвердить должную осмотрительность, не является исчерпывающим. Чем больше документов вы сможете представить для подтверждения своей осмотрительности, тем больше вероятность того, что уменьшение налоговой базы (налога) признают правомерным.

Рекомендуем разработать перечень действий по проверке потенциальных контрагентов и закрепить его во внутренних документах организации. Это позволит оптимизировать данный процесс, а также снизит риск заключения сделки с недобросовестными контрагентами и возникновения претензий со стороны налоговых органов.

Также мы советуем создать досье на контрагента: распечатайте найденную информацию и сохраните в компьютере скриншоты интернет-страниц и заведите на проверенного контрагента карточку

 

Если инспекторы докажут, что компания при выборе контрагента действовала без должной осмотрительности и осторожности, то это может свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды самой компанией. Обратите внимание, суды часто соглашаются с контролирующими органами (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53).

Обязанность по доказательству получения фирмой необоснованной фискальной выгоды возложена на ФНС России, доказательства собираются в рамках камеральных и выездных проверок (Письмо от 23 марта 2017 г. N ЕД-5-9/547@). При этом ревизорами должны быть установлены конкретные факты и доказательства, свидетельствующие о недобросовестности компании при выборе контрагента, а также подтверждения нереальности хозяйственных операций.